Мастер-класс.
Настоящее возрождение фрески
19 декабря 2004 г. в Наро-Фоминске состоялись
торжества, приуроченные к празднованию 150-летия Никольской церкви -
главного храма Наро-Фоминского благочиния. К юбилею сильно пострадавший в
годы Великой Отечественной войны храм был полностью отреставрирован -
расписан фресками. Эта древнейшая художественная техника на сегодняшний день
практически забыта.
Техника фрески чрезвычайно сложна. Однако современные художники, вникнув во
все тонкости этой древней технологии, превосходно справились со всеми
трудностями.
С автором и руководителем проекта росписи Наро-Фоминского храма Наталией
Криван ведет беседу Наталия Гаврюшина, искусствовед.
Среди группы художников: Виктор и Наталия
Криван (слева) ю Щтец Илларион Ермолаев – второй справа.
- Как возникла идея воссоздания храма в
технике фрески? Ведь сама церковь была выстроена в 1852 году?
- Это была идея нашего настоятеля, благочинного церквей Наро-Фоминского
округа, протоиерея Георгия Ашкова. Как-то он увидел в Москве современную
фреску, которую начала возрождать артель «Радость», - она ему очень
понравилась.
- Много ли художников работают во фреске?
- Сегодня эта художественная техника почти забыта. Но тем не менее есть
художники, которых она живо интересует. В Оптиной пустыне - отец Илларион
Ермолаев, прекрасный монументалист. Он и его друг, Евгений Максимов, вместе
возрождали фреску.
- Вы давно занимаетесь фреской?
- С 1999 года, когда решили воссоздать храм наш Никольский в технике фрески.
- Как вы осваивали технологию?
- Учиться мы ездили в Оптину пустынь к отцу Иллариону Ермолаеву. Еще я
пригласила Андрея Жолондзя, преподавателя по технологиям материалов
Свято-Тихоновского богословского института, который рассказывал об общих
технологических моментах. И мы сверяли то, что нам предлагал Жолондзь, с
тем, что практически делалось в Оптиной пустыни, где к тому времени был уже
накоплен определенный опыт, который нам весьма пригодился.
Нам приходилось делать все впервые. И мы пригласили левкасчика, он
показывал, как наносить левкас, мешать раствор.
- Какую литературу вы привлекали?
- По технологии фрески мы изучали Комарова.
- Ориентировались ли вы на работы Дионисия?
- У Дионисия не совсем чистые фрески, потому что использовалась и клеевая
живопись. Чистая фреска - в основном итальянская. К чистым пигментам
добавляется известковая вода, на которой делался левкас.
- Но такие краски практически не продают. Вы сами их делали?
- Да, мы готовили их сами по старинной технологии.
Брали много интересных пигментов, полудрагоценные, дорогие камни - малахит,
лазурит. Геологи привозили нам минералы. Их нужно было предварительно на
машинке растолочь, а затем вручную дотереть до порошка пестиком на стекле.
Однако надо было знать химический состав пород, потому что, если перетереть,
например, малахит, он будет не зеленым, а сероватым. Лазурит нужно брать
хорошего сорта, чистой породы, афганский.
Киноварь, очень вредную ртутную краску, мы старались не употреблять. Для
красного сейчас берут химический кадмий красный. Также используется красная
земля - порода. Есть такая краска - мумия, бывает краска из растений и даже
есть индийская желтая из мочи слонов.
- Что самое сложное в технике фрески?
- Приготовление левкаса. Это очень трудоемкий процесс: нам пришлось сначала
вырыть две большие ямы, сделать в них срубы и замочить там пушонку - гашеную
известь. Кстати, раньше этот процесс был еще сложнее, так как брали
негашеную известь, кидали в нее что-либо органическое (чуть ли не теленка),
чтобы растворить и погасить известь.
- А зачем нужно гасить известь?
- Гашеная известь не вспучивается. Кроме того, в ней происходит процесс
кальцинизации. Залитая водой, она должна стоять не менее года, лучше
несколько лет. В некоторых старых источниках есть указания на то, что иногда
замачивали ее и на 25 лет. Кто работает с известью, тот знает, какого
качества она становится, когда долго лежит. Она получается, как сметана или
сливки - очень эластичная. Затем мы ее перекладывали в специальную емкость -
в большую ванну, промывали от 60 до 90 раз и заливали водой. Каждый день в
течение 60-90 дней приходилось снимать так называемую ямчугу - налет вроде
ледка, который образовывался на поверхности. Ямчугу снимают специальными
совками, затем вымучивают, получается хорошая известь. Оставшуюся чистую
воду сливают и используют для приготовления красок. Промытая известь
перекладывается в бочки, и потом из нее изготавливают левкас, соблюдая
правильные пропорции при смешивании извести с песком. Песок лучше брать
ямный -колючий, не гладкий. Потом добавляется цимянка - тертый кирпич (в
Италии добавляли черепицу); потом бычья желчь и мелко рубленная льняная
пакля. Пакля нужна как некая армированная сеточка, соединительная ткань,
которая дает прочность. Затем все тщательно вымешивается в бетономешалке,
чтобы не было никаких комочков, которые способны лопаться на стене, что, как
правило, приводит к трещинам на красочном слое. В старину это все руками
делалось - били несколько дней, а сейчас - за два-три часа. Но прежде чем
нанести красочный слой на стену, нужно еще и стену подготовить. Было очень
сложно, так как пришлось очищать стену от бетона до кирпича (красочный слой
наносится обязательно на кирпич, а не на бетон). Затем в течение двух дней
разбрызгивать по стене воду, чтобы стена «напилась» -была хорошо вымочена.
Но нельзя ни в коем случае переусердствовать. Наступает такой момент, когда
стена перестает «пить», и с нее начинает скатываться вода. Это означает, что
она находится в состоянии влажности, и теперь можно наносить на нее
известковую штукатурку. Она накладывается не жидко. Ее необходимо наносить
как бы втирая - она не должна сползать со стены, а очень туго идти. На
другой день делается затирка — выравнивание отштукатуренной стены (и здесь
много своих тонкостей). После создания первого слоя наносится левкас. Это
делает специалист. У нас работала превосходная художница Оксана Смирнова, у
нее это очень хорошо выходило. Своими руками весь храм «отлевкасила» (больше
двух тысяч квадратных метров).
- Как наносится левкас?
- Левкас наносится на определенный участок, на который художник сначала
должен перенести свой сюжет с бумажного картона.
Допустим, сегодня он выполняет полфигуры или голову. Для этого он очерчивает
на стене участок и обводит его клеевой краской, чтобы не смывались границы.
В границах этого участка наносится левкас, а художник выдавливает рисунок с
бумаги на стену. Это называется прорезь. По ней художник пишет фреску, пока
стена «пьет», пока она сырая.
- Фреска быстро пишется?
- Художник должен уложиться в 10 часов, а если не уложится, все высохнет, и
придется ее сбивать, так как краска впитывается в сырую поверхность на
определенную глубину и не имеет поверхностного слоя.
Роспись фрески таким образом (фрагментами) идет очень быстро, если еще
учесть, что во фреске многое упрощено по сравнению, скажем, ,с иконописью. В
иконописи вохрение идет в три-пять слоев, а здесь - в два-три. Там -
лессировка, здесь все пишется в большей степени условно. Искусство
монументальной росписи основывается на понимании масштаба композиции и
чувстве декоративного цвета. Проработка идет, но она более обобщенная.
- За день до росписи художник должен подготовить колера к росписи?
- Да, он наводит колоранты заранее, и здесь существует своя технология.
Допустим, охра, чтобы сделать лики вохрением, охра номер один, номер два, в
разбел, охра теплая, охра холодная и т.д. Существует пош - такой цвет,
которым рисуют линии, делают описи фигур, ликов, он ближе к коричневому.
Прозелень, основные тона - голубец, рехть, зеленый.
В эскизном проекте это все заранее должно быть разложено. Человек, наводящий
колера, должен быть художником. Это работа расколеровщика. Не дай бог,
лишних белил добавить в колер - на стене он будет выглядеть, как белесый.
Если же черного чуть-чуть переложить - будет уже мрачный, если чуть-чуть
красного - пойдет в красноту. Важно чувствовать пропорции. Замесы делают
очень опытные художники.
- Можно сказать, что создание фрески - это коллективный труд?
- Мы все в принципе универсальные художники: каждый из нас может делать
рисунки, графью нанести, цвет подобрать и писать. Художник должен весь этот
процесс знать. Но в артелях традиционно выделяли тех, кто лучше владеет теми
или иными навыками. Самым главным был знаменщик, который наносил рисунок и
размечал композицию. Он мог и красками писать, но главное -он должен был
чувствовать масштаб. Если на потолке изобразить лик Спасителя чуть меньше,
он уже не будет впечатлять: масштаб теряется. А если слишком увеличить,
будет давить. Надо хорошо чувствовать масштаб храма, того архитектурного
пространства, в которое вписываешь все это. Лучше работу по фреске вести
параллельно: одновременно замачивать известь, делать макет.
- Кто делал эскизный проект росписи храма ?
- Этим занимался мой муж - художник Виктор Криван. Делал в соответствии с
каноном. На западной стене - всегда Страшный суд, в алтаре изображается
евхаристия - причащение апостолов. Наверху обязательно изображение
Спасителя, либо Креста Христова, Сил Небесных, а ниже уже иерархия Церкви,
начиная от Христа, ветхозаветных пророков, потом апостолы, мученики, воины -
Церковь в ее временном существовании, а ниже, на столбах, могут быть даже
современные святители, новомученики.
- Существует ли свобода творчества в пределах канона ?
- Создать новую иконографию, наверное, возможно, это не запрещается, но
делать это должен человек глубокой веры, знающий догматы церкви, понимающий
иерархию, - художник, способный превратить свои писания в богословие в
красках. Это было под силу подвижникам, которые создавали первоисточники, -
таким, как Андрей Рублев. Он же был монах, изучал традицию.
В старых канонических композициях все имеет определенную соподчиненность. А
если художник начнет творить, он может что-то еретическое создать.
- Сколько художников участвовало в росписи вашего храма ?
- Около пятнадцати человек, но, конечно, не все писали сюжеты.
Я, автор как технологических, так и производственных моментов всей этой
работы, Марина Кашина - опытный художник-фрескач, Катя Мыц, которая работала
в храме Христа Спасителя. Над фреской работали художники Студии Грекова:
заслуженный художник России Николай Короткое и Валерий Мокрушин. Мокрушиным
были выполнены фрески внутри, а также все наружные работы. Но снаружи ему
пришлось писать силикатно-силиконовыми красками, так как там стена была не
кирпичная, а бетонированная. Принимали участие и местные художники: Мария
Криван, Иван Криван, Александра Медведева, Галина Пугачева, Людмила
Абрамова, Андрей Золотухин, а также Алексей Савельев из Гусь-Хрустального,
левкасчик Оксана Смирнова.
О Тебе Радуется...
Пантократо. Фреска в куполе храма.
Крещение Господне.
Чудо Святого Георгия о змие.
Статья опубликована в журнале «Художественный совет» № 4 (44) 2005
◄назад►
◄задать вопрос► |