Технология

            главная  иконы  технология  фотографии разное вопрос-ответ ссылки

написать мне  карта сайта   

Мастер-класс.

Настоящее возрождение фрески
 

19 декабря 2004 г. в Наро-Фоминске состоялись торжества, приуроченные к празднованию 150-летия Никольской церкви - главного храма Наро-Фоминского благочиния. К юбилею сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны храм был полностью отреставрирован - расписан фресками. Эта древнейшая художественная техника на сегодняшний день практически забыта.
Техника фрески чрезвычайно сложна. Однако современные художники, вникнув во все тонкости этой древней технологии, превосходно справились со всеми трудностями.
С автором и руководителем проекта росписи Наро-Фоминского храма Наталией Криван ведет беседу Наталия Гаврюшина, искусствовед.

 

Среди группы художников: Виктор и Наталия Криван (слева) ю Щтец Илларион Ермолаев – второй  справа.

 

- Как возникла идея воссоздания храма в технике фрески? Ведь сама церковь была выстроена в 1852 году?
- Это была идея нашего настоятеля, благочинного церквей Наро-Фоминского округа, протоиерея Георгия Ашкова. Как-то он увидел в Москве современную фреску, которую начала возрождать артель «Радость», - она ему очень понравилась.
- Много ли художников работают во фреске?
- Сегодня эта художественная техника почти забыта. Но тем не менее есть художники, которых она живо интересует. В Оптиной пустыне - отец Илларион Ермолаев, прекрасный монументалист. Он и его друг, Евгений Максимов, вместе возрождали фреску.
- Вы давно занимаетесь фреской?
- С 1999 года, когда решили воссоздать храм наш Никольский в технике фрески.
- Как вы осваивали технологию?
- Учиться мы ездили в Оптину пустынь к отцу Иллариону Ермолаеву. Еще я пригласила Андрея Жолондзя, преподавателя по технологиям материалов Свято-Тихоновского богословского института, который рассказывал об общих технологических моментах. И мы сверяли то, что нам предлагал Жолондзь, с тем, что практически делалось в Оптиной пустыни, где к тому времени был уже накоплен определенный опыт, который нам весьма пригодился.
Нам приходилось делать все впервые. И мы пригласили левкасчика, он показывал, как наносить левкас, мешать раствор.
- Какую литературу вы привлекали?
- По технологии фрески мы изучали Комарова.
- Ориентировались ли вы на работы Дионисия?
- У Дионисия не совсем чистые фрески, потому что использовалась и клеевая живопись. Чистая фреска - в основном итальянская. К чистым пигментам добавляется известковая вода, на которой делался левкас.
- Но такие краски практически не продают. Вы сами их делали?
- Да, мы готовили их сами по старинной технологии.
Брали много интересных пигментов, полудрагоценные, дорогие камни - малахит, лазурит. Геологи привозили нам минералы. Их нужно было предварительно на машинке растолочь, а затем вручную дотереть до порошка пестиком на стекле. Однако надо было знать химический состав пород, потому что, если перетереть, например, малахит, он будет не зеленым, а сероватым. Лазурит нужно брать хорошего сорта, чистой породы, афганский.
Киноварь, очень вредную ртутную краску, мы старались не употреблять. Для красного сейчас берут химический кадмий красный. Также используется красная земля - порода. Есть такая краска - мумия, бывает краска из растений и даже есть индийская желтая из мочи слонов.
- Что самое сложное в технике фрески?
- Приготовление левкаса. Это очень трудоемкий процесс: нам пришлось сначала вырыть две большие ямы, сделать в них срубы и замочить там пушонку - гашеную известь. Кстати, раньше этот процесс был еще сложнее, так как брали негашеную известь, кидали в нее что-либо органическое (чуть ли не теленка), чтобы растворить и погасить известь.
- А зачем нужно гасить известь?
- Гашеная известь не вспучивается. Кроме того, в ней происходит процесс кальцинизации. Залитая водой, она должна стоять не менее года, лучше несколько лет. В некоторых старых источниках есть указания на то, что иногда замачивали ее и на 25 лет. Кто работает с известью, тот знает, какого качества она становится, когда долго лежит. Она получается, как сметана или сливки - очень эластичная. Затем мы ее перекладывали в специальную емкость - в большую ванну, промывали от 60 до 90 раз и заливали водой. Каждый день в течение 60-90 дней приходилось снимать так называемую ямчугу - налет вроде ледка, который образовывался на поверхности. Ямчугу снимают специальными совками, затем вымучивают, получается хорошая известь. Оставшуюся чистую воду сливают и используют для приготовления красок. Промытая известь перекладывается в бочки, и потом из нее изготавливают левкас, соблюдая правильные пропорции при смешивании извести с песком. Песок лучше брать ямный -колючий, не гладкий. Потом добавляется цимянка - тертый кирпич (в Италии добавляли черепицу); потом бычья желчь и мелко рубленная льняная пакля. Пакля нужна как некая армированная сеточка, соединительная ткань, которая дает прочность. Затем все тщательно вымешивается в бетономешалке, чтобы не было никаких комочков, которые способны лопаться на стене, что, как правило, приводит к трещинам на красочном слое. В старину это все руками делалось - били несколько дней, а сейчас - за два-три часа. Но прежде чем нанести красочный слой на стену, нужно еще и стену подготовить. Было очень сложно, так как пришлось очищать стену от бетона до кирпича (красочный слой наносится обязательно на кирпич, а не на бетон). Затем в течение двух дней разбрызгивать по стене воду, чтобы стена «напилась» -была хорошо вымочена. Но нельзя ни в коем случае переусердствовать. Наступает такой момент, когда стена перестает «пить», и с нее начинает скатываться вода. Это означает, что она находится в состоянии влажности, и теперь можно наносить на нее известковую штукатурку. Она накладывается не жидко. Ее необходимо наносить как бы втирая - она не должна сползать со стены, а очень туго идти. На другой день делается затирка — выравнивание отштукатуренной стены (и здесь много своих тонкостей). После создания первого слоя наносится левкас. Это делает специалист. У нас работала превосходная художница Оксана Смирнова, у нее это очень хорошо выходило. Своими руками весь храм «отлевкасила» (больше двух тысяч квадратных метров).
- Как наносится левкас?
- Левкас наносится на определенный участок, на который художник сначала должен перенести свой сюжет с бумажного картона.
Допустим, сегодня он выполняет полфигуры или голову. Для этого он очерчивает на стене участок и обводит его клеевой краской, чтобы не смывались границы. В границах этого участка наносится левкас, а художник выдавливает рисунок с бумаги на стену. Это называется прорезь. По ней художник пишет фреску, пока стена «пьет», пока она сырая.
- Фреска быстро пишется?
- Художник должен уложиться в 10 часов, а если не уложится, все высохнет, и придется ее сбивать, так как краска впитывается в сырую поверхность на определенную глубину и не имеет поверхностного слоя.
Роспись фрески таким образом (фрагментами) идет очень быстро, если еще учесть, что во фреске многое упрощено по сравнению, скажем, ,с иконописью. В иконописи вохрение идет в три-пять слоев, а здесь - в два-три. Там - лессировка, здесь все пишется в большей степени условно. Искусство монументальной росписи основывается на понимании масштаба композиции и чувстве декоративного цвета. Проработка идет, но она более обобщенная.
- За день до росписи художник должен подготовить колера к росписи?
- Да, он наводит колоранты заранее, и здесь существует своя технология. Допустим, охра, чтобы сделать лики вохрением, охра номер один, номер два, в разбел, охра теплая, охра холодная и т.д. Существует пош - такой цвет, которым рисуют линии, делают описи фигур, ликов, он ближе к коричневому. Прозелень, основные тона - голубец, рехть, зеленый.
В эскизном проекте это все заранее должно быть разложено. Человек, наводящий колера, должен быть художником. Это работа расколеровщика. Не дай бог, лишних белил добавить в колер - на стене он будет выглядеть, как белесый. Если же черного чуть-чуть переложить - будет уже мрачный, если чуть-чуть красного - пойдет в красноту. Важно чувствовать пропорции. Замесы делают очень опытные художники.
- Можно сказать, что создание фрески - это коллективный труд?
- Мы все в принципе универсальные художники: каждый из нас может делать рисунки, графью нанести, цвет подобрать и писать. Художник должен весь этот процесс знать. Но в артелях традиционно выделяли тех, кто лучше владеет теми или иными навыками. Самым главным был знаменщик, который наносил рисунок и размечал композицию. Он мог и красками писать, но главное -он должен был чувствовать масштаб. Если на потолке изобразить лик Спасителя чуть меньше, он уже не будет впечатлять: масштаб теряется. А если слишком увеличить, будет давить. Надо хорошо чувствовать масштаб храма, того архитектурного пространства, в которое вписываешь все это. Лучше работу по фреске вести параллельно: одновременно замачивать известь, делать макет.
- Кто делал эскизный проект росписи храма ?
- Этим занимался мой муж - художник Виктор Криван. Делал в соответствии с каноном. На западной стене - всегда Страшный суд, в алтаре изображается евхаристия - причащение апостолов. Наверху обязательно изображение Спасителя, либо Креста Христова, Сил Небесных, а ниже уже иерархия Церкви, начиная от Христа, ветхозаветных пророков, потом апостолы, мученики, воины - Церковь в ее временном существовании, а ниже, на столбах, могут быть даже современные святители, новомученики.
- Существует ли свобода творчества в пределах канона ?
- Создать новую иконографию, наверное, возможно, это не запрещается, но делать это должен человек глубокой веры, знающий догматы церкви, понимающий иерархию, - художник, способный превратить свои писания в богословие в красках. Это было под силу подвижникам, которые создавали первоисточники, - таким, как Андрей Рублев. Он же был монах, изучал традицию.
В старых канонических композициях все имеет определенную соподчиненность. А если художник начнет творить, он может что-то еретическое создать.
- Сколько художников участвовало в росписи вашего храма ?
- Около пятнадцати человек, но, конечно, не все писали сюжеты.
Я, автор как технологических, так и производственных моментов всей этой работы, Марина Кашина - опытный художник-фрескач, Катя Мыц, которая работала в храме Христа Спасителя. Над фреской работали художники Студии Грекова: заслуженный художник России Николай Короткое и Валерий Мокрушин. Мокрушиным были выполнены фрески внутри, а также все наружные работы. Но снаружи ему пришлось писать силикатно-силиконовыми красками, так как там стена была не кирпичная, а бетонированная. Принимали участие и местные художники: Мария Криван, Иван Криван, Александра Медведева, Галина Пугачева, Людмила Абрамова, Андрей Золотухин, а также Алексей Савельев из Гусь-Хрустального, левкасчик Оксана Смирнова.

 

О Тебе Радуется...

 

Пантократо. Фреска в куполе храма.

 

Крещение Господне.

 

Чудо Святого Георгия о змие.

 

Статья опубликована в журнале «Художественный совет» № 4 (44) 2005

 

◄назад►

◄задать вопрос►

 

 главная  иконы  технология  фотографии разное вопрос-ответ ссылки

Copyright © 2006 McKeeva.